ЛСР
Мобильное приложение
для клиентов ЛСР
Скачать

Индивидуальные приборы учета

Индивидуальные приборы учета

Простыми словами, это счетчик — прибор, учитывающий потребление ресурса. У использования ИПУ есть несколько преимуществ:

  • платите по реальному потреблению — ровно за тот объем ресурса, который потребили;
  • влияйте на расход ресурса — вы всегда можете узнать, сколько воды, тепла или электричества потратили в определенном периоде и скорректировать свое потребление.

Установка приборов учета обязательна. В Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об Энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплена обязанность собственников помещений установить счетчики до 01.07.2013 г. во всех многоквартирных домах, жилых, дачных или садовых домах с централизованной подачей ресурсов.

3

Счетчики необходимо устанавливать на горячую и холодную воду (ИПУ ГВС и ХВС соответственно), а также на электроснабжение и теплоснабжение.

Водосчетчик измеряет объем воды, проходящей по водопроводу, в кубометрах. Состоит такой счетчик из расходомера и счетного механизма.

Электрический счетчик измеряет расход электроэнергии переменного или постоянного тока. Расход измеряется в киловатт-часах (кВт/ч). Различаются они по максимальной и рабочей пропускной мощности.

Бывает несколько видов таких счетчиков:

  • индукционный — привычный счетчик с вращающимся диском;
  • электронный — с дисплеем и хранением данных в памяти.

Также ИПУ на электричество делятся на однотарифные и двухтарифные. Однотарифный счетчик считает электроэнергию по одному тарифу в течение всего дня. Его показания не зависят от времени суток. Киловатт-час электроэнергии при этом будет стоить одинаково и днем, и ночью.

Двухтарифный прибор учитывает коммунальный ресурс по двум тарифам — «дневному» и «ночному». Такой счетчик показывает расход электроэнергии в двух режимах, а также общий расход. Стандартные временные интервалы: день — с 7:00 до 23:00; ночь — с 23:00 до 7:00.

Теплосчетчик — это средство измерения количества тепловой энергии. Он измеряет расход горячей воды, которая необходима для отопления помещения. Состоит из расходомера, датчиков температуры и тепловычислителя. Чаще всего в домах устанавливают механические теплосчетчики.

5

Счетчики ГВС, ХВС и теплоснабжения принадлежат владельцам квартир. Собственник помещения самостоятельно принимает решение о выборе и привлечении организации на установку ИПУ (вода, газ, тепло) с предоставлением данной организации технических условий.

С 2020 года согласно Федеральному закону № 522-ФЗ от 27.12.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» и постановлению Правительства РФ № 950 от 29.06.2020 «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» за замену электросчетчиков отвечают поставщики электроэнергии и сетевые организации.

Стоимость замены включена в тариф, сбытовую надбавку и плату за технологическое присоединение. Если счетчик сломается, или у него истечет межповерочный интервал, то тогда вам установят новый бесплатно.

Собственник покупает новый счетчик на электроэнергию и оплачивает работу по замене, только когда прибор исправный, но хочется поставить новый, например, многотарифный.

5

Ввод прибора учета в эксплуатацию – это его документальное оформление как счетчика, по показаниям которого будет начисляться плата за коммунальные услуги. Часто эту процедуру называют опломбировкой, но это неверно, поскольку опломбировка – это лишь одно из действий по вводу счетчика в эксплуатацию. Для ввода устройства также необходимо первичное снятие показаний и подписание соответствующего акта.

Затягивать с вводом в эксплуатацию счетчика нельзя. Его необходимо опломбировать не позднее месяца, следующего за датой установки.

Обратите внимание: акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в двух экземплярах. И подписывать его должны не только представители компании-исполнителя, но и потребитель (собственник).

16

Поверка счетчиков определяет соответствие прибора метрологическим требованиям (параметрам счетчика, которые влияют на точность измерений), оценивает пригодность к эксплуатации и точность показаний. Подать заявку на поверку счетчика нужно в случае:

  • неточности показаний;
  • поломки;
  • истечения срока, указанного в технической документации.

Сроки и порядок проведения поверки прописаны в:

  • Федеральном законе от 26.06.2008 №102-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об обеспечении единства средств измерений»;
  • Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 24.05.2024) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

Межповерочный интервал (МПИ) — это срок, в течение которого изготовитель прибора гарантирует точность показаний прибора и соответствие заявленным в паспорте техническим характеристикам.

Прибор с истекшим МПИ подлежит поверке. Межповерочный интервал обязательно указывается в паспорте на прибор и может составлять от 4 до 16 лет в зависимости от типа и модели прибора учета. 

Первую поверку счетчики проходят на заводе после изготовления. В документах указывают, что устройство пригодно к использованию. Срок поверки отсчитывается с даты изготовления счетчика.

Например, счетчик холодной воды до установки находился на складе 2 года, срок поверки – 6 лет. В этом случае диагностику надо проводить через 4 года после установки, а не через 6 лет.

Если счетчик не проходит поверку вовремя, собственник в течение 3 месяцев вносит платежи по средним показателям за предыдущие полгода, а с 4 месяца – согласно нормативу по региону.

После поверки выдается заключение, годен ли прибор для дальнейшей эксплуатации.

Поверку необходимо планировать заранее – за 1-2 месяца до указанной даты.

5

Замене подлежит прибор, который не отображает результаты измерений или имеет механические повреждения. Также неисправным считается счетчик, при проведении поверки которого выяснилось, что он работает с превышением допустимой погрешности. Если у прибора истек межповерочный интервал — это может считаться основанием для его замены.

Срок замены сломанного прибора учета составляет 30 дней с момента обнаружения поломки.

Если неисправность индивидуального прибора учета выявлена управляющей компанией (или ресурсной организацией в случае прямого договора), собственнику выдается предписание на замену прибора учета.

Поскольку прибор учета является индивидуальной собственностью, решать вопрос с его заменой необходимо собственнику за свой счет. Для замены прибора учета можно обратиться в управляющую компанию. Замена ИПУ — платная услуга.

После установки нового прибора учета на него необходимо поставить пломбу. Если у собственников заключен прямой договор с ресурсной организацией, пломбу будет ставить специалист ресурсной организации. Если прямого договора нет, пломбу ставит сотрудник управляющей компании. Эта услуга является бесплатной. Исключение — повторная установка пломбы после ее повреждения.

При вызове специалиста для пломбировки счетчика необходимо предоставить следующие сведения:

  • номер лицевого счета;
  • тип и заводской номер счетчика, место его установки;
  • сведения о лице, осуществившем монтаж прибора учета;
  • показания на момент его установки.

После замены прибора учета в управляющую компанию (при прямых договорах — в ресурсоснабжающую организацию) необходимо написать заявление о выводе старого счетчика из эксплуатации и вводе нового.

В акте ввода прибора учета в эксплуатацию указывается:

  • дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
  • фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, которые принимали в этом участие;
  • тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
  • решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
  • если решение о вводе в эксплуатацию принято, то в акт вписывают показания прибора на момент завершения процедуры его проверки и указывают места на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
  • дата следующей поверки.

Акт составляется в 2 экземплярах, подписывается жителем квартиры и представителем исполнителя, который принимал участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Один экземпляр акта должен остаться у собственника.

При заключенном прямом договоре акт ввода в эксплуатацию и копию паспорта нового прибора учета необходимо направить поставщику услуги, а при замене прибора учета ГВС — и в управляющую компанию.

Если коммунальную услугу оказывает управляющая организация, копию акта и паспорта счетчика нужно отправлять только в УК.

Передать в УК копии акта о вводе в эксплуатацию и паспорта нового прибора учета можно с помощью мобильного приложения ЛСР:

  • Тип заявки — Прочие;
  • Вид заявки — «Бухгалтерия»;
  • Прикрепить копию акта;
  • Прикрепить копию паспорта.
4

Да, такая услуга предусмотрена.

Заказать ее можно, позвонив в круглосуточный кол-центр по номеру +7 (812) 325-35-35. Также заявку можно подать через мобильное приложение «ЛСР».

9